| О.Опрятная, студентка МГУ.
Их называют в первом ряду лучших вокально-инструментальных ансамблей страны. Первый ряд не велик. Тем более это почетно. И тем более велика ответственность перед слушателем, перед самим искусством.
"Самоцветы" - название ко многому обязывающее. На них равняются, за ними идут.
Они определяют уровень направления.
Уровень их собственных выступлений, увы, заметно снизился. И хотя популярность ансамбля все еще очень велика, недавние его концерты свидетельствуют: "Самоцветы" тускнеют. Беда в том, что коллектив буквально на глазах теряет ту исполнительскую и музыкальную культуру, которой раньше выгодно отличался от многих других ансамблей.
"Самоцветы" не держат ритм; во многих песнях нелогична фразировка. Не простота, а примитив музыкального материала в проигрышах, до минимума упрощенная структура партитуры (это даже аранжировкой назвать нельзя - так, аккомпанимент, таперское сопровождение). Отсутствие оригинальности в использовании гармонии - все партии идут по основным функциям. Вокальная часть обработки элементарна...
Что же, выходит, "Самоцветы" не в состоянии, не могут овладеть всеми этими компонентами? Да в том-то и дело, что могут! Анатолий Могилевский, Ирина Шачнева, Юрий Петерсон, если судить по прошлым выступлениям, обладают вокальной культурой, исполнительским мастерством. Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов могут играть с полной отдачей.
Так что же все-таки происходит с популярным ансамблем? Почему не реализуются его возможности? Вопрос этот хочется адресовать и руководителю ансамбля Юрию Маликову, и Москонцерту. Популярность популярностью, и кассовые сборы тоже не пустяк, но есть ведь еще и искусство. Точнее, должно быть.
Мне могут возразить: в репертуаре "Самоцветов" много песен гражданского звучания, и какая разница, поют они в унисон или в терцию?
Есть разница! И нельзя уходить от разговора о соотношении идейной направленности и профессионализма в искусстве. Ибо бескрылое, непрофессиональное исполнение способно дискредитировать высокую идею произведения, лишить его силы.
Хочется думать, что "Самоцветы" не окончательно потеряли некогда присущие им достоинства. Что они вновь сумеют вернуться к подлинному творчеству, и уже в близком будущем поэтическое имя ансамбля вновь прозвучит как символ сочетания эстетической культуры, увлеченности искусством и большой музыки.
©"Комсомольская правда" 1975
| |